Сегодня: 18.04.2024


// Главная arrow Психология arrow Мимика и нейрофизиология эмоций

Мимика и нейрофизиология эмоций

Мимика и нейрофизиология эмоцийЗначительная часть имеющихся экспериментальных данных говорит о том, что фундаментальные механизмы эмоционального поведения, в том числе мимики, расположены в филогенетически старых отделах мозга, то есть в тех его частях, которые в ходе эволюции возникли первыми. Наиболее молодой отдел мозга (неокортес) завершает окончательное формирование этой реакции, что приводит к возникновению субъективного переживания или осознанию эмоции.

Тесная связь между эмоциями и выражением лица, значение этой связи для развития человека и социального общения хорошо известны. Тем не менее до сих пор остается неисследованной роль обратной связи «лицо—мозг» в нейрофизиологических механизмах эмоций. Дарвин часто говорил о мимике как о результате или сопровождении эмоций. И тем не менее он недвусмысленно высказал мысль о том, что мимика способна контролировать и регулировать эмоциональное состояние. «Свободное внешнее выражение эмоции усиливает ее. С другой стороны, подавление (пока это возможно) всех внешних проявлений смягчает наши эмоции».

В нормальных условиях мимическое выражение и импульсы, идущие от мышц лица к мозгу, предшествуют появлению специфического эмоционального состояния, которое в конечном итоге формируется в коре головного мозга нервными импульсами, идущими от лица. Мимические движения могут быть слишком быстрыми для того, чтобы их увидеть невооруженным глазом (это было установлено анализом моментальных снимков лица). Эмоциональное переживание может возникнуть через внутреннюю нервную «модель» выражения лица, соответствующую данной эмоции.

Серия проведенных экспериментов частично подтвердила гипотезу о том, что мимика может вызывать эмоциональное переживание. В одном из экспериментов испытуемых просили произвольно сокращать отдельные мышцы лица таким образом, чтобы в конце концов они, сами того поподозревая, воспроизводили мимическое выражение гнева. Впоследствии участники эксперимента говорили, что они испытывали нечто, напоминающее гнев. Разница между интенсивностью их эмоционального состояния до и после имитации мимического выражения гнева оказалась статистически достоверной.

В следующей серии экспериментов ставилась обратная задача: изучалось, как влияет уменьшение мимики на различные стороны социального поведения макак-резусов. Выражение эмоций было нарушено специально проведенной операцией, однако полностью не исчезло. Опыты ставились па нескольких парах взрослых обезьян, небольших группах обезьян и молодых детенышей, прооперированных в трехнедельном возрасте и наблюдаемых в манеже, вмещающем две пары «мать — ребенок». Результат не замедлил сказаться: почти полное устранение мимики привело к усилению агрессивности, снизились голосовые реакции и игровая активность, уменьшилась взаимная чистка шерсти животными. Были и отдаленные последствия опыта: ослабли эмоционально-положительные контакты животных, появилась неустойчивость групповой организации, о чем свидетельствовали частые изменения ее иерархической структуры.

Сознательное вызывание эмоций и соответствующей им мимики — еще одна область исследований, которой до сих пор уделялось мало внимания, несмотря па давние замечания Чарлза Дарвина о том, что мимика может быть использована для усиления положительных и ослабления отрицательных эмоций. Нейрофизиологи установили, что новая кора у человека и обезьян может регулировать выразительные движения или влиять на них. Однако не было получепо ответа па вопрос, может ли кора больших полушарий полностью предотвратить всякую активность экспрессивных мышц, иначе говоря, проявление мимики у переживающего ту или иную эмоцию.

То, что эмоции могут вызываться произвольно, было продемонстрировано в ряде лабораторий. В частности, мои исследования 1972 года показали, что испытуемые, которых просили вспомнить ситуацию, вызывавшую у них определенные эмоции, говорили о повторном возникновении эмоции, причем усиливалась активность лицевых мышц, участвующих в ее выражении.

Профессор П. В. Симонов провел серию аналогичных исследований (1962 год) с профессиональными русскими актерами, обученными по методу Станиславского, который считал внутренний контроль за эмоциональным состоянием важным элементом мастерства актера. Вот суть опыта. Актеров просили мысленно представить себе определенные эмоционально окрашенные ситуации или в других случаях, самим придумать соответствующие сцены. В этот момент регистрировались ритм сердца, электрическая активность мозга, показатели кожных потенциалов — частота сердцебиений повышалась, существенно изменялись электроэнцефалограмма и кожные потенциалы. В ряде случаев наблюдались четкие изменения выражения лица, хотя мимические реакции специально здесь и не исследовались.

Зачем нужны эти и другие подобные им исследования? Изучение подсознательных мимических движений, которые обычно сопутствуют эмоциональному напряжению человека, исследование произвольного контроля за мимикой лица в первую очередь имеют большое значение для нейрофизиологических теорий эмоций и для теории межличностного общения. Чтобы более глубоко проникнуть в суть человеческого поведения, необходимо изучить, каким образом мимика может воздействовать на других людей. Существенное значение для эволюционной и социальной психологии представляют исследования мимики как способа усиления, ослабления, дополнения или маскировки того, что выражено словами. Использование мимики как средства регуляции эмоций имеет практическое значение и для психотерапии и для совершенствования межличностных взаимоотношений.

См. также: Что такое настроение?, Что такое мимика?, Жесты нетерпения и жесты обмана, Жесты рук и кистей рук, Жесты и сигналы ухаживания. Жесты и сигналы женщин для привлечения мужчин


Рейтинг: / 4
неактуальноактуально 


Поделиться ссылкой:

«Твой мудрый Лекарь» - народная медицина, народные средства, свойства целебных трав. Есть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом!
© 2010-2022 - При перепечатке материалов ссылка обязательна!
✉ написать нам Хостинг